Выгодное страхование туристов

Гарантия низкой стоимости

Цель

Туристов


Расчет страховки
Читать 13 мин.

Путешествие по Японии - Сегацу, или Новый год в Киото

Прошел почти год с нашей последней поездки. Когда мы были в Японии в конце прошлого года, не было никаких признаков того, что в следующие 12 месяцев так много изменится как в нашей жизни, так и в мире вокруг нас. Личные планы и, прежде всего, пандемия коронавируса привели к тому, что все более-менее амбициозные планы поездок мы отложили на неопределенное будущее. Однако, к счастью, еще буквально несколько часов и 2022 год будет позади, так что лучшей возможности начать вести блог уже сложно найти. Тем более, что перед вами статья - это наш субъективный отчет с прошлогодней новогодней ночи, которую мы провели в Стране восходящего солнца и которая подарила нам незабываемые впечатления.

Праздничные улицы Киото

Идея поехать в Японию на Новый год родилась спонтанно, одним из долгих летних вечеров. Мы некоторое время колебались, но оказалось, что такая незаметная искра вдохновения через некоторое время зажгла целый пожар, который уже было невозможно потушить, в результате чего в ближайшие недели логистика поездки уже была «понята и принята». С точки зрения сегодняшнего дня, я должен признать, что празднование Нового года (Сёгацу) в соответствии с японским обычаем и знакомство с японскими новогодними традициями было для нас уникальным развлечением, и я надеюсь, что мы сможем повторить его когда-нибудь еще.

Сёгацу считается самым важным праздником года в Японии. Празднование начинается в канун Нового года (Омисока) и длится первые три дня января (Сёгацу сан-га-ничи). Однако это не время для грандиозных вечеринок, а время размышлений, отдыха, встреч с близкими, посещения синтоистских святынь и буддийских храмов, а также многих ритуалов, связанных с обеспечением счастливого и благополучного наступающего года. Мы провели канун Нового года в Киото, отправившись в буддийский храм Чион-ин до полуночи, где вместо грохота фейерверков мы слушали звон колокола во время церемонии Joya no kane, а шампанское сменилось амазакэ — теплым сладким напитком из перебродившего риса.

Предновогоднее время и несколько дней сразу после него прошли в основном в походах и посещении удивительных (как ранее известных, так и новых) мест, таких как горы Хиэй и Коя, остров Миядзима и городки Курама и Кибунэ, в Арасияма и Удзи недалеко от Киото. Все это время было наполнено множеством уникальных, почти духовных переживаний, а также позволяло о многом задуматься и прислушаться к себе.

Новый год в Японии

Время для размышлений и отдыха

Мы не могли начать наше возвращение в Киото менее чем через 2 года, кроме как с вечернего посещения нашего любимого места - Фусими Инари Тайша, старейшего и самого большого храма в Японии, посвященного божеству Инари. Мы могли часами бродить по туннелю из тысячи ворот тории, ходить между маленькими алтарями и каменными статуями лисиц кицунэ. На вершину горы Инари мы поднялись после наступления темноты, благодаря чему смогли ощутить несколько иной характер этого места, чем во время предыдущих визитов, а кроме того, нам было легче проникнуться атмосферой и найти настроение для внутренних размышлений.

31 декабря утром мы отправились из Киото на север в сторону Бивы - самого большого озера Японии. Нашей целью, однако, было не как в прошлом году отдохнуть у воды, а добраться до близлежащей горы Хиэй (848 метра) и расположенного на ее вершине буддийского комплекса храмов Энряку-дзи. По пути к станции канатной дороги Сакамото мы посетили несколько храмов поменьше и полюбовались богатыми символикой праздничными украшениями, такими, как композиции из сосновых и бамбуковых веток, называемые кадомацу, которые обычно вешают перед входом, над дверью, и кагами моти - круглые рисовые лепешки (обычно две) с дайдай (горьким апельсином) сверху.

Кагами-моти служат подношением богам, а круглая форма символизирует зеркало (японское кагами). Кагами-моти обычно покупают перед Новым годом, а 11 января затвердевшие украшения торжественно разбивают на традиционной церемонии под названием Кагами Бираки. Небольшие кусочки моти чаще всего подают в дзензай (сируко/осируко) — десерте из красной фасоли, или в озони — новогоднем овощном супе.

Храмовый комплекс Энряку-дзи на горе Хиэй был основан в 788 году монахом, который популяризировал буддийскую школу Тендай в Японии. Это место с увлекательной историей, связанной, в частности, с фигурой монаха Юсаи Сакаи, «монахами-марафонцами» и вызовом сэнничи кайхогё. Туманное и прохладное утро придавало особую атмосферу расположенным там храмам, а окружающий его густой лес еще больше усиливал это впечатление. Мы побывали в двух из трех частей, составляющих весь комплекс (Тодо, Сайто и Ёкава), пропитались запахом благовоний, слушали тишину, прерываемую звоном храмовых колоколов и пением птиц, при этом насыщая наши тела кислородом свежего горного воздуха.

Новый год в Киото

Счастливая еда

После утра, проведенного на горе Хиэй, мы отправились на короткую прогулку в Арасияму, расположенную недалеко от Киото, где воспользовались возможностью перекусить в продуктовых лавках, расположенных недалеко от знаменитого бамбукового леса. После закуски из крабовых шашлыков и дайгаку имо - сладкого картофеля (сацумаимо), обжаренного во фритюре и заправленного сладким сиропом, мы заказали основное блюдо - тарелку теплого супа с гречневой соба (какэ соба - с овощами) и абураагэ (с жареным тофу).

Этот выбор был не случайным, ведь по японской традиции употребление в пищу лапши соба в новогоднюю ночь обеспечивает благополучие в новом году. На обратном пути из Арасиямы мы запаслись единственно правильным десертом в виде рисовых лепешек моти, а затем мы вернулись в отель, чтобы восстановить силы перед предстоящей новогодней ночью.

Наша счастливая еда в Новый год

Джойя-но-Кейн - Новый год в Киото

После короткого сна, который был скорее побочным эффектом смены часовых поясов, чем настоящей усталостью, накинув теплую одежду и упаковав термос с горячим зеленым чаем, мы направились к поезду на станцию Гион-Сидзё. Добрых полчаса мы пробирались сквозь толпу, медленно идя по улице Сидзё Дори, ведущей к храму Ясака.

Храм Ясака — духовное сердце Киото. 31 декабря тысячи людей посещают это место, чтобы помолиться за счастье и здоровье в новом году. Рядом с буддийским храмом Тион-ин находится самый большой и в то же время самый известный в Киото храмовый колокол. Большой колокол Дайбонсё имеет высоту более трех метров и весит около 70 тонн. В канун Нового года в Тион-ин проводится церемония под названием Джойя-но-Кейн, на которой 17 монахов звонят в колокол 108 раз с интервалом (приблизительно) в одну минуту. Это число представляет собой желания, которые человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Участие в Joya-no-Kane является катарсисом и позволяет избавиться от беспокойства, накопившегося за год, который только что закончился.

Огромный колокол требует уникальной методики звона, поэтому во время церемонии Джойя-но-Кейн целых шестнадцать монахов тянут за толстые веревки, приводя в движение огромный деревянный шест, а последний монах своим телом управляет билом. Перед каждым ходом монахи кричат: «Ee hitotsu!» (Еще раз!) и «Sore!» (Сейчас!). Весь процесс, конечно, требует множества репетиций, которые организуются перед Новым годом и часто открыты для публики.

В желающих увидеть эту особую церемонию недостатка нет, и именно поэтому 31 декабря, за несколько часов до полуночи, перед входом в храм Тион-ин выстраивается очередь из желающих услышать звон колокола и увидеть монахов в действии, хотя бы на мгновение.

Когда мы прошли через главные ворота, район вокруг храма Ясака больше походил на фестиваль, чем на духовное сердце города. В павильонах под названием juyosho, расположенных рядом со святыней, можно было купить, например, гадания омикудзи, написанные на полоске бумаги или деревянных табличках, а также различные талисманы и амулеты, например омамори — в виде разноцветных полосок с разными намерениями на выбор, а также бумажные и деревянные офуда. Интересным видом амулетов, с которым мы раньше не встречались, были стрелы под названием хамайя, обладающие, по поверьям, силой уничтожать зло и неудачи, особенно популярные во время празднования Нового года.

Предновогодние молитвы в храме

Большинство талисманов необходимо ежегодно заменять, а старые возвращать в храм, поэтому мы воздержались от таких покупок. Однако к нашей коллекции добавилось еще несколько деревянных эма-табличек с доминирующим мотивом черного кролика, который, согласно заимствованному из Китая лунно-солнечному календарю, представляет 2023 год. В павильонах дзюёсё также можно было купить специальные блокноты госуин-тё, предназначенные для сбора госюйнов, которые представляли собой комбинацию красного штампа и черного каллиграфического текста. При посещении святыни или храма за небольшую плату можно получить госюин, который служит сувениром или доказательством посещения места.

На прилавках вокруг храма также можно было купить соломенные веревки, которые поджигают во время новогодней церемонии Окера Маири. Окера (Atractylodes japonica) — лекарственное растение, используемое в традиционной японской медицине Канпо. Корни океры используются для освещения огромных фонарей, называемых Окера Торо, в которых горит священный огонь Окера-би, исходящий изнутри храма. Посетители храма поджигают соломенные веревки огнем от фонарей, а затем слегка помахивают веревками, чтобы огонь не погас до их возвращения домой. Священное пламя используется для зажигания свечи на домашнем алтаре под названием Kamidana (дословно «полка для божеств») или для зажигания огня, над которым готовится новогодний суп зони, который, как и многие другие блюда, должен принести процветания в новом году.

В районе храма Ясака преобладали, в первую очередь, ятаи — прилавки с различными закусками, такими как: мясные шашлычки якитори, корн-доги, жареные колбаски, такояки, сладкие таяки и печенье дораяки. Соблазнов было много, но времени на наслаждение у нас было немного, поэтому после быстрой прогулки мы устремились к храму Хион-ин. Длина очереди, ведущей к большому колоколу, нас немного напугала, но, не имея слишком много времени на раздумья, мы спонтанно присоединились в конце. За нами пристроилось буквально еще несколько человек, а потом очередь закрылась. Лишняя минута в пути, и у нас не было бы шанса наверстать упущенное!..

Мы догадывались, что нас ждет долгий вечер, хотя толком не знали, чего ожидать и доведется ли нам что-нибудь испытать. Наша решимость, однако, не позволила нам сдаться, поэтому следующие 3 часа мы провели, медленно двигаясь вперед и разговаривая на такие приземленные темы, как мерзнут ноги. Хотя казалось, что вечер был относительно теплым, с каждой минутой ощущаемая температура становилась все ниже и мы совершенно не жалели, что оделись как для прогулки по норвежскому лесу. И мы восхищались группой девушек в очереди перед нами, которые, несмотря на то что их босые ноги торчали из-под пестрых праздничных юкат, не выглядели так, будто вот-вот начнут дрожать от холода.

По расписанию церемония Joya-no-Kane должна была начаться в 22:40, однако, когда пробило полночь, мы все еще стояли в очереди. Неопределенность росла, хотя уже у колокола мы наконец-то услышали тихие звуки церемонии. Вокруг царило нетерпение и волнение, несколько человек обменивались новогодними пожеланиями, скромными поцелуями и объятиями. Когда через несколько минут наша часть очереди наконец дошла до колокола, все торопливо искали лучшее место, чтобы сделать хотя бы несколько фото или записать короткое видео. Наконец, мы смогли увидеть, как звонят последние несколько колоколов и завершается вся церемония.

Новогодние букеты в магазинах Киото

Хацухинодэ и хацумодэ. Первый рассвет и первое посещение храма

В первый день Нового года, вместо того чтобы отоспаться в предновогоднюю ночь, всего через 2 часа не очень крепкого сна, мы собрали фототехнику и на рассвете побежали к реке Камо (Kamo-gawa), протекающей через Киото. Мы надеялись увидеть первый восход солнца, который, согласно японской традиции Хацухинодэ, должен принести благополучие. 1 января, перед рассветом, некоторые японцы отправляются с этой целью на горные вершины, пляжи или смотровые площадки.

Когда мы добрались до моста Ситидзё, солнце все еще было скрыто за холмами, окружающими город. Рядом с нами напряженно ждали еще несколько человек - мужчина в куртке, вероятно, идущий на работу, несколько подростков, отец с ребенком... Некоторые прохожие останавливались лишь на мгновение, чтобы посмотреть на солнце, медленно выходящее из-за горизонта, и тут же мчалось куда-то дальше.

Перед завтраком, в соответствии с еще одним новогодним обычаем, называемым хацумодэ (что означает первое посещение храма), мы еще на несколько минут заглянули в маленькое святилище Таймацудэн-Инари-дзиндзя, расположенное в непосредственной близости от моста Ситидзё. Я помню порядок молитвенного ритуала, я кладу в сосуд символическую иену для кицунэ (то есть лисиц, считающихся посланниками божества Инари), дважды кланяюсь и хлопаю в ладоши, и на мгновение впадаю в медитацию, загадывая то, что хотелось бы сбыться в новом году…

Новогодние инсталляции на улицах Киото

Первые дни года Кролика

В первые дни нового года, по примеру большинства японцев, мы посетили несколько синтоистских святилищ и буддийских храмов. Мы испытали праздничную атмосферу, новогодние обряды, понаблюдали за местными обычаями и обрядами.

Идя по дороге, ведущей через буддийское кладбище Окуноин на горе Коя, минуя огромные старые деревья, каменные памятники и поросшие мхом надгробия, мы словно попали в другой мир. В мавзолее монаха Кукая в месте назначения воздух был наполнен ароматным дымом, и атмосфера казалась торжественной и величественной.

Мы совместили посещение Хиросимы с поездкой на священный остров Миядзима. Там было все совсем по-другому и определенно более многолюдно, чем на горе Коя, но шум морских волн и прогулка к горе Мисэн наделили нас порцией необходимой концентрации внимания.

Утренняя прогулка от Курамы до Кибуне дала нам еще один опыт. Дым и запах костра, зажженного на вершине горы Курама, и звуки японских песен кагура-ута приводили в необыкновенное состояние. Трудно представить лучшее место для медитации.

В самом конце мы также посетили сад при храме Дайсэн-ин возле Даойтоку-дзи, который является одним из шедевров Дзэн, и мы отправились в уникальный кошачий храм Ньян-Ньян (Мяу-Мяу). Этот последний опыт был наименее значительным, но встреча с котом-монахом по имени Коюки заставила нас улыбаться в течение следующих нескольких часов.

Бамбук и веер - постоянные атрибуты новогодних подарков в Японии

В наш последний вечер в Киото мы отправились прогуляться вдоль реки Камо, надеясь, что, как и полтора года назад, где-то поблизости услышим знакомые звуки гитарного производного «чапмен-стика». Это Juuichi - японский дуэт, обычно выступающий на улице и лично для нас совершенно случайное, но чрезвычайно вдохновляющее музыкальное открытие. Честно говоря, мы не в первый раз гуляли по Киото в надежде снова встретиться с Джюичи, но первые несколько дней нам не везло, и только в последнюю ночь перед отъездом в Токио нам удалось сделать это, несмотря на то, что погода была не очень хорошая, чтобы музицировать на улице в тот день. Если кто-то хочет их послушать, загляните в их профиль на Bandcamp (https://juuichi.bandcamp.com/).

Перед отъездом из Киото мы не удержались и в очередной раз отправились (на этот раз утром) в Fushimi Inari Taisha. Мы купили на память талисман с изображением лисы, завершили сбор тарелок эма и поблагодарили лисиц кицунэ за, пожалуй, лучший в нашей жизни новогодний вечер и несколько предыдущих дней, в течение которых мы смогли отправиться в прекрасное путешествие по нашей собственной душе и испытать что-то действительно особенное.

Похожие статьи

Последние новости